И. КЕПЛЕР
О СЕБЕ 
(продолжение)

Позднее он из корыстных соображений пытался расстроить мой брак; дабы снискать большую популярность, он вознамерился выдать вдову замуж по собственному усмотрению за человека, чьим благоволением ему необходимо было заручиться. Разумеется, ему  непременно требовалось посоветоваться с вдовой. Пожалуй, наибольшее раздражение у меня вызывал Цейлер. Причин для этого было множество. Первоначально разногласия возникли из-за того, что я вопреки обычаю растратил приданое жены. За это он вздумал поколотить меня кулаками.Я имел право расходовать приданое жены, но, может быть, вел себя не слишком вежливо, что и вызвало неудовольствие. Он же был не прав, ибо отрицал и то и другое. Неумеренность моих высказываний задела жен, и те почувствовали себя обиженными. Впоследствии многому помогло примирение.Он проявил необычайное своекорыстие, я выказал необычайный гнев. Мои взаимоотношения с Мюллером складывались так же. Несправедливость, состоявшая в том, что тот презирал и ругал меня, в моем представлении была гораздо большей, чем в действительности. Он хотел увезти и забрать мою падчерицу. Все это делалось для того, чтобы уязвить меня, я же своей горечью и злобой лишь пуще подстрекал его, и он стал угрожать мне наихудшим. Причиной ссоры с братом были, во-первых, его глупая хвастливость, во-вторых, моя страсть к упрекам, в-третьих, его непомерные требования и, в-четвертых, моя скупость. С Креллем мы разошлись в конечном счете из-за религии, к тому же он нарушил уговор. С тех пор я гневаюсь на него. Дай бог, чтоб этот гнев был последним! Итак, причины отчасти кроются во мне, отчасти в судьбе. Во мне — гнев, нетерпимость по отношению к неприятным мне людям, дерзкая страсть строить насмешки и потешаться, наконец, неуемное стремление судить обо всем, ибо я не упускаю случая сделать кому-нибудь за­мечание. В моей судьбе — неудачи, сопутствующие всему этому. Причина первого заключается в том, что Меркурий находится в квадратуре с Марсом, Луна — в тригоне с Марсом, Солнце — в секстиле с Сатурном, причина второго — в том, что Солнце и Меркурий пребывают в VII доме.

Этот человек обладает во всех отношениях собачьей натурой. Он вполне походит на обыкновенную дворнягу. 1) Телом подвижен, сухощав, хорошо сложен. Ест он то же, что любят собаки: ему доставляет удовольствие обгладывать кости и грызть хлебные корки, он прожорлив и способен проглотить все, что только попадется ему на глаза. Пьет он мало. Довольствуется самым малым. 2) Прежде всего он непрестанно заискивает перед старшими, как собака перед хозяевами, во всем зависит от других, стремится услужить им, если его упрекают, не гневается на них и всячески старается вновь заслужить их расположение. Испробовал свои силы в простейших видах деятельности из области науки и политики, а также в домашних делах. Он находится в непрестанном движении, и некоторым из тех, кто пытается что-нибудь сделать, он следует, стремясь сделать и придумать то же самое. Он нетерпелив в обращении и тех, кто имеет обыкновение частенько заглядывать к нему в дом, встречает, как собака. Если кому-нибудь случается вызвать у него хотя бы малейшее неудовольствие, то он рычит и приходит в ярость, как собака. У него мертвая хватка, он преследует тех, кто плохо делает что-нибудь, и лает. Он кусается, и у него всегда наготове острое словцо. За это многие его ненавидят и стараются избегать, но старшие ценят его, как дорожат хорошей собакой хозяева. Боится купаться, погружаться в воду и мыться, как собака. Итак, ему присуще необычайное легкомыслие, идущее от Меркурия в квадратуре с Марсом и Луны в тритоне с Марсом. Но при всем том он заботится о своей жизни. Храбрость в жизни, преисполненной опасностями, чужда ему, возможно, потому, что эти аспекты не имеют отношения к Солнцу. Примерно так обстоит дело с лег­комыслием, отсутствием храбрости, гневливостью, пристрастиями и всем прочим, в чем его обычно упрекают. Теперь речь должна идти о сторонах его состояния и характера, снискавших ему определенное уважение: о скромности, богобоязненности, верности, честности, изяществе. Наконец, нельзя не упомянуть и о том, что заложено в середине или из чего смешивается хорошее и дурное: например, о его любознательности и тщетном стремлении ко всему самому возвышенному.

В детстве учителя любили его за добрые задатки, хотя и в ту пору среди подобных себе он выделялся с худшей стороны. Достигнув юношеского возраста, он пользуется репутацией человека набожного, уравновешенного и при­лежного, за что люди состоятельные благоволят к нему. Все это относится к судьбе и будет рассмотрено в дальнейшем. Что же касается существа дела, то он действительно набожен до суеверия. Прочитав впервые десятилетним мальчиком священное писание, он решил при вступлении в брак следовать примеру Якова и Ревекки и хотел придерживаться предписаний закона божьего; огорчался, что ему, поскольку жизнь его уже запятнана грехом, не суждено стать пророком; за каждый поступок налагал на себя епитимью и лишь после того, как выполнял ее, считал себя свободным от наказания. Обычно епитимья сводилась к повторению какой-нибудь заповеди. Если вечером, утомленный, он засыпал, не успев произнести вечернюю молитву, то на рассвете он присоединял ее к утренней молитве. Он взял за правило просить бога лишь о самом большом и лучшем с тем, чтобы бог, проявив себя во временной помощи, позволил ему уверовать в вечную помощь и т. д. Охотно выступал со страстными речами о религии перед народом. Как уже говорилось выше, он с необычайным рвением заботился о собственной добродетели. Поэтому жизнь его не отмечена сколько-нибудь заметными пятнами, кроме тех, которые проистекают от гнева или легкомысленных и необдуманных забав. От этих пятен он не может избавиться и поныне. К старикам он относится с любовью и почтением, проявляет благодарность на словах и на деле и выказывает ее. Он стремится во всем знать меру, пытаясь познать первопричины вещей. Если он с чем-нибудь не согласен, то тотчас же хватается за оружие. По его мнению, язычники отнюдь не могут считаться осужденными на вечные муки лишь потому, что они не веруют в Христа; по этой же причине он призывает к миру между лютеранами и кальвинистами, он справедлив к папистам и рекомендует им всем справедливость.

Все это можно вывести из одного и того же источника, ибо всякий, обладающий здравым рассудком, думает так, любит бога и ближних; но ко всем его рассуждениям каким-то образом примешивается кротость. Откуда она исходит? Христианские добродетели исходят от бога. Почему не только из соединения Юпитера и Венеры с Солнцем? Несомненно, что Меркурию, находящемуся в квадратуре с Марсом, это качество не свойственно: кротость, о которой мы говорим, присуща лишь человеку. Может быть, в этом каким-то образом сказывается влияние асцендента и Луны? Но, с другой стороны, чрезмерная кротость вырождается в глупость так же, как чрезмерная набожность — в суеверие. То же относится и к снам. Откуда они возникают? Может быть, их причину следует искать в том, что Луна находится в депрессии в XII доме? И хотя это предположение весьма правдоподобно и многими почитается за истину (что он принимает не без возражений), над всем одерживает верх благоприятное мнение и добрая слава. Почему? Может быть, потому, что Юпитер находится в X доме, а Солнце и Венера в VII? Так более сильная экзальтация Юпитера побеждает депрессию Луны... (На этом рукопись обрывается.)

 

Краткие комментарии

О себе

Гороскоп, составленный Кеплером предположительно в ноябре-декабре 1597 г. Перевод выполнен по [8, с. 476—483] и сверен с немецким переводом Ф. Хаммера [17]. Фрагмент перевода опубликован в журнале «Природа», 1980, № 1, с. 120—128.

Относительно взглядов Кеплера на астрологию, существенно отличающихся от традиционных, см. [IS]. По мнению Кеплера, «в небесах нет светил, приносящих несчастье», но человеческая душа обладает способностью «резонировать» на определенные углы (аспекты) между лучами, приходящими на Землю от планет. Теория аспектов была использована Кеплером в «Гармонии мира» при выводе третьего закона движения планет.

1. Крузиус Мартин (1526—1607) — профессор Тюбингенского университета, автор неоднократно переиздававшейся (с 1562 г.) «Грамматики» древнегреческого языка, принятой в качестве учебника в семинариях Вюртемберга.

2. Пиндар (ок. 518 г.— 442 до н. э.) — древнегреческий поэт, сочинитель хоровой лирики. Большинство произведений Пиндара (гимны, пэанты, дифирамбы, парфении, энкомии, гипорихемы, просодии и т. п.) известны лишь в фрагментах. Полностью сохранились только четыре книги эпиникиев — славословий в честь победителей общегреческих состязаний. Во времена Возрождения (и позднее), когда умение версифицировать на латыни считалось одним из атрибутов образованности и было принято следовать античным образцам, произведения Пиндара породили многочисленные подражания.

3. Во времена Кеплера участие в диспутах — научных спорах на заданную тему — по средневековой традиции считалось необходимым элементом университетского образования. Выступавший должен был обосновать выдвинутые им тезисы и опровергнуть доводы оппонента.

4. Вопрос об использовании упоминаемых в «Книге пророка Даниила» семидесяти седьмин (недель) в качестве временной привязки в хронологии рассматривался многими авторами, в частности Скалигером в трактате «Об исправлении хронологии» (1583 г.).

5. Один из 12 домов гороскопа — 12 равных дуг, на которые при составлении гороскопа делили эклиптику, считая от точки, восходящей в момент рождения человека, под горизонт. Каждый из домов имел специальное название: первый — гороскоп (асцендент), или дом жизни, второй — дом прибыли и т. д. Для Солнца, Луны и планет гороскопами назывались также знаки зодиака. Солнце имело дом в Льве, Луна — в Раке, а каждая из планет имела по два дома (например, Меркурий — в Близнецах и Деве).

6. Секстиль — угол между направлениями на светила в 1/6 полной окружности.

7. Стояние — момент, разделяющий прямое и попятное движение планеты.

8. Противостояние — положение светил, когда угол между направлениями на них составляет 1/2 полной окружности.

9. Асцендент — точка эклиптики, восходящая в момент рождения человека.

10. Ортолъф и упоминаемые ниже — соученики Кеплера по Тюбингену и Маульбронну.

11. Квадратура — угол между направлениями на светила в 1/4 полной окружности.

12. Депрессия — положение, в котором влияние планеты ослабляется. Положение, в котором влияние планеты усиливается, называется экзальтацией.

13. Соединение — положение светил, в котором направления на них совпадает.

14. Тригон — угол между направлениями на светила в 1/3 полной окружности.

15. Глубина неба — вершина IV дома.


Иоганн Кеплер (27.12.1571 - 15.11.1630) - немецкий ученый, один из творцов небесной механики. Родился в Вейль-дер-Штадте (Вюртемберг).
Сделать бесплатный сайт с uCoz