Астрология и искусство

(точки пересечения)

Жанна Долженкова

 

Эта статья подготовлена по материалам стендового доклада на международной научно-практической конференции 17-18 апреля 2010 года в Минске. Доклад не был опубликован. Нам он кажется интересным, поэтому мы его с удовольствием размещаем на сайте.

Дважды два - четыре,
     Дважды два - четыре,
     Это всем известно в целом мире!

Михаил Пляцковский

 

 «Мона Лиза» Леонардо да Винчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci; 15 апреля 1452, селение Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, Турень, Франция) и «Черный квадрат» Казимира Малевича (об этом в другой статье) - два культурных феномена и загадки, самые известные произведения искусства, которые причислены к мировой культуре, две «иконы», два идола массовой культуры.

 

 

 

Рис.1. Визитная карточка информационного агентства «Культура».

Попробуем разобраться, почему эти картины стали «иконами» искусства, и какую символику можно увидеть с точки зрения трактовки событий в системе Авестийской школы астрологии.

Авестийская астрология построена на разных методиках, в том числе, и на использовании символики коллективного бессознательного, а значит, в ней можно успешно применять  трактовку мифов, как исторических, так и современных. Главное свойство мифов – возможность многократно повторяться в той или иной форме, в то или иное время, ведь все в нашем мире основано на цикличности, а значит повторяется.

А художники, поэты, музыканты, другими словами, люди творческие, наделенные Хварной, даже сами того не ведая могут проникать в суть вещей, отображать эти мифы, входить с ними в резонанс, быть зеркалом коллективных и индивидуальных процессов.

 

Рис.2. Леонардо да Винчи Мона Лиза. 1503-1505.

Существует версия, что если смотреть в оригинале на Джоконду Леонардо да Винчи под разным углом, то у нее меняется выражение лица. Не улыбка ли это такой переменчивой и загадочной Фортуны?

Как настоящая Фортуна, на собственном примере картина показала нам несколько своих взлетов и падений. Раньше Джоконду могли лицезреть только короли. Кстати, она некоторое время висела в личных покоях Наполеона Бонапарта. А ведь именно у него четко проигрались два лика  Фортуны —  и триумф и забвение. Потом она оказалась в темных закоулках Версаля. В 1911 году картина пережила похищение из Лувра  и через два года триумфальное возвращение опять в Лувр. Похитителю бесценного шедевра, к тому же назвавшемся Леонардо, в честь гениального Леонардо,  можно сказать подфартило. Грабитель Винченцо Перуджа получил всего год с небольшим — итальянский суд учел его патриотизм. Перужда (по его показаниям) хотел вернуть Джоконду на родину.

Мона Лиза была миротворцем в годы «холодной войны», путешествуя по миру из Америки в Россию через Японию. В роковой для себя 1963 год ее видел Джон Кеннеди. Интересно, почувствовал ли он что-нибудь, что увидел, глядя на картину?

В СССР знаменитую Джоконду привезли в 1974 году благодаря Екатерине Фурцевой. И вскоре эпоха Екатерины III закончилась. Это было последнее, что сделала министр культуры Екатерина Фурцева, осенью 1974 года ее не стало.

Да и самого Леонардо да Винчи не стало, как только картина была написана. Введь художник до конца своих дней не удовлетворился работой и переписывал картину оставшиеся шесть лет жизни. К слову, последними словами Леонардо были: «Я чувствую себя как вода в реке. Меня уносит течение смерти…»

Ходил смотреть на Джоконду и Леонид Брежнев, прихватив с собой членов политбюро. Кунаев Динмухамед Ахмедович (1912—1993) так прокомментировал увиденное: «Не исключено, что она была просто дура». Брежнев это событие даже в дневнике записал с примечанием  - очень остроумно.

Это был анекдотический случай из реальной жизни. А вот и анекдот по теме.

Книгу Брежнева «Возрождение» печатают в газете «Унита». В переводе на итальянский книга называется «Ренессанс», а имя автора – Леонардо (Леонид).

Джоконда вдохновляла и будоражила всех: художников и писателей, поэтов и ученых, искусствоведов и обычных людей. Ее обожали и ненавидели, преклонялись и критиковали. Она вдохновила Оскара Уайльда на создание «Портрета Дориана Грея», у Рея Бредбери есть рассказ «Улыбка», великий фантазер Жюль Верн в своей ранней пьесе «Джоконда» описал любовный треугольник художника, модели и ее мужа. А Зигмунд Фрейд написал эссе о гомосексуализме Леонардо, но только после прочтения книги Мережковского «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)». Образ Джоконды растиражирован неимоверно.

Слово giocondo в переводе с итальянского означает довольный, радостный, весёлый, жизнерадостный. Другими словами Джоконда — это женщина, дарящая счастье и радость. А другой ее лик отнимает.

В «Зурванизме» Р.Зенера слово Зурван переводится одновременно и как Фатум и как Фортуна.

Так что же за образ перед нами? Джоконда отображает ВРЕМЯ.

Слово mona имеет несколько значений. Считается, что оно произошло от сокращенного Мадонна. Второй вариант перевода слова mona с итальянского – обезьяна, мартышка. Dare la monna — передразнивать.

 Возможно именно поэтому  столько подражателей даже среди известных творческих личностей. Мона Лиза проявила каждого из них, они собезьянничали, как перед зеркалом.

  

Рис.3. Казимир Малевич Композиция с Моной Лизой.1914.

В 1914 году основатель супрематизма Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, отрицая тем самым реальное искусство.

  

Рис.4. Сальвадор Дали Мой портрет Моны Лизы.1954.

Сюрреалист Сальвадор Дали изобразил себя любимого и единственного.

 

Рис.5.Марсель Дюшан L.H.O.O.Q. 1919.

Скандально известный основатель дадаизма в живописи (слово «дада» - это воспроизведение бессвязного младенческого лепета, нечто совершенно бессмысленное, что стало самым удачным названием для всего течения) Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с бородкой и усами. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» — elle a chaud au cul.

 

Рис.6. Неуловимый «Великий Banksy».

Неуловимый Бенкси  - английский художник современного уличного искусства стрит-арта в стиле граффити изобразил Джоконду с гранатометом.

 

Рис.7. Энди Уорхол Коллаж «Мона Лиза».1963.

 

Рис.8.Энди Уорхол Коллаж «Четыре Моны Лизы».1978.

http://www.michelmanfineart.com/artists/post-war-and-contemporary/

 

Не обошел вниманием Мону Лизу и король поп-арта американец Энди Уорхол, раскрывающий эстетические ценности образцов массовой продукции.

 

 

Рис.9. Фернан Леже Джоконда с ключами.1930.

 

Французский живописец Фернан Леже подчеркнул загадочность Моны Лизы и попытки найти ключи к разгадке тайны.

 Рис.10. Зорикто Доржиев. 

  Рис.11. Фернандо Ботеро Мона Лиза.1963.

Бурятский и колумбийский художники увидели Мону Лизу по-своему.

 
Рис.12. Роберт Сильверс Мона Лиза. 2002.

 

Роберт Сильверс сделал фото мозаику на алюминии из 513 шедевров, которые она победила.

 

Рис.13. Компьютерная распечатка.

 

С появлением компьютеров, неизвестными компьютерщиками была сделана вот такая Мона Лиза. Об этом есть эпизод в популярном фильме Эльдара Рязанова «Служебный роман». Подобная репродукция висела в приемной у секретаря-модницы, роль которой исполнила Лия Ахеджакова.

 

  

Рис.14. Георгий Пузенков 1997.

 

Лик Моны Лизы, набранный нашим соотечественником художником Георгием Пузенковым из компьютерных пикселей. Впоследствии разноцветный лик Джоконды, пропущенный через компьютер, стал визитной карточкой Пузенкова.

 

Рис.15. Георгий Пузенков.

 

Рис.16. Сергей Параджанов Коллаж Плачущая Джоконда. 1977.

По мнению советского кинорежиссёра, художника и сценариста Сергея Параджанова — Джоконда — некий обобщенный портрет всего человечества. Из тюрьмы он прислал друзьям коллаж «Плачущая Джоконда». Параджанов рассказывал — «Как-то в зоне я увидел Джоконду, которая то улыбалась, то хмурилась, то плакала, смеялась, гримасничала... Это было гениально. Я понял, что она вечно живая и вечно другая, она может быть всякой — и эта великая картина неисчерпаема. Знаешь, почему она была то такая, то сякая? Когда во время жары мы сняли рубахи и работали голые по пояса, то у одного зека я увидел на спине татуировку Джоконды. Когда он поднимал руки — кожа натягивалась и Джоконда смеялась, когда нагибался, — она мрачнела, а когда чесал за ухом — она подмигивала. Она все время строила нам рожи!»

 К концу жизни в 1988-1990 гг. Параджанов снова вернулся к Джоконде, он создал серию работ под названием «Несколько эпизодов из жизни Джоконды» (посмотреть можно здесь http://seeruby.ru/blog/neskolko_ehpizodov_iz_zhizni_dzhokondy/2009-09-13-20).

 

Рис.17. Вагрич Бахчанян.

 

А эту работу с улыбающимся в усища Сталиным тоже можно назвать Мона Лиза. Коллаж ярчайшего представителя соц-арта Вагрича Бахчаняна. Сталин в совершенстве владел колесом Фортуны и мог легко его крутить в разные стороны для очень многих людей.

 

Рис.18. Давид Датуна  Путин-Мона Лиза 2011.

Осенью 2011 года в Москве анонимный российский бизнесмен купил за 200 тысяч евро нео-поп-арт-картину  художника Дэвида Датуны, рожденного в Тбилиси, но с 1999 проживающего в США, на которой изображен Владимир Путин в образе Моны Лизы. Этот портрет Путина создан из множества миниатюрных фотографий работы Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Автор сравнивает загадочную улыбку Джоконды, которая будоражит умы человечества уже сотни лет, с загадкой Владимира Путина и его огромным влиянием на мировую политику.


Попробуем увидеть Джоконду в гороскопе художника.

О рождении Леонардо есть информация в одной из глав книги Зубова В.П. "Леонардо да Винчи".

«Леонардо да Винчи родился в селении Анкиано около городка Винчи между Флоренцией и Пизой. Точная дата его рождения лишь сравнительно недавно установлена на основании документа, найденного в государственном Архиве Флоренции. А именно, дневник деда Леонардо, Антонио да Винчи, содержит следующую запись: «1452 года родился у меня внук от сера Пьеро, моего сына, 15 апреля, в субботу в 3-м часу ночи. Получил имя Леонардо. Крестил его священник Пьеро де Бартоломеи да Винчи» (Дальше в документе перечислены кумовья: пять мужчин и пять женщин). Так как счет ночных часов велся от захода солнца, то время рождения приходится примерно на 22 ч. 30 м.

  

Рис.19. Гороскоп Леонардо да Винчи.

 

Что особенно бросается в глаза при взгляде на карту рождения? Узлами включена магическая ось Сириус–Вега, которая говорит о гениальности и многогранности талантов – художник, скульптор, архитектор, философ и прочая, и прочая. Эпигоны звезды Сириус: Юпитер, Луна, Нептун, Белая Луна. Эпигоны звезды Вега: Уран, Солнце, Нептун, а на более высоком уровне — Нептун, Солнце, Венера. Эпигоны звезд Юпитер, Луна, Белая Луна, Нептун и Солнце взаимосвязаны. Для художника важно Солнце. Белая Луна сильнее Черной -  больше аспектирована и делает трин к Солнцу.

Соединение Юпитера и Луны в оппозиции к Белой Луне и все это в конфигурации Трапеция вместе с Солнцем и Узлами.  Юпитер, Луна, Хирон, Солнце участвуют еще в одной Трапеции на Узлах.

Предположительно магическая ось Сириус–Вега могла включиться в 1466 году на втором обращении Белой Луны, когда дирекциия МС градус–год (вертикальная ось гороскопа МС–ІС, формирующая главные цели и достижения) образовала с радиксными Узлами и звездами Сириус–Вега точную конфигурацию аспектов — повозку. Асц вошел в королевский  11ºg. В транзите же на 14.04.1466 повозку образовали эпигоны звезд.

 

Рис.20. Соляр на 1466 год.

 

 
  

Рис.21. Прогрессия на 14.04.1466г.

 

 
 Рис.22. Дирекция на 14.04.1466г.

 


Рис.23.Транзит на 14.04.1466г.

 

Рис.24. Профекция на 14.04.1466г.

 

 Транзитные Солнце, Луна  и Юпитер соединились на радиксном Солнце. Белая Луна вернулась на свое место и встала в оппозицию к радиксному Юпитеру. Транзитный Нептун из 2ºe дорисовал повозку трином к радиксному Юпитеру и секстилем к радиксной Белой Луне. Как существенное дополнение, прогрессивные Уран, Марс и Венера  и транзитные Марс и Венера попали в королевские градусы, усилив фарт. В это время четырнадцатилетний Леонардо был отдан в обучение к известному флорентийскому живописцу и скульптору Андреа Верроккьо. И именно звезды определили его дальнейший путь. В то время Италия, как известно, была культурным центром Европы.

Уточним некоторые детали биографии художника. Леонардо был внебрачным сыном и никогда не видел своей матери. Мы знаем, что Луна отвечает за детские годы. Поэтому физическое отсутствие матери и материнской любви могло наложить негативный отпечаток на всю оставшуюся жизнь и творчество. Луна очень сильная в водном знаке Рыб,  и Солнце, находясь в 4º Тельца – градусе экзальтации Луны, многократно ее усиливает. Чтобы удерживать определенное эмоциональное состояние Леонардо писал Джоконду ежедневно только в течении нескольких минут на закате солнца, – подтверждение сказанного, так как на Dcs в радиксе знак Рака. Сама же Луна находится в разрушительном 4ºРыб. Также Луна является  последней планетой в планетарной лестнице – это ахиллесова пята космограммы. Мона Лиза может быть образом матери, как компенсация утраченного по судьбе. Эта главная драма в жизни могла впоследствии наложить отпечаток на отношение к женщинам, на пути поиска идеального партнера или идеального врага. Когда художник начал писать картину (1503 год), соединение Юпитера и Луны в прогрессии пришло на предполагаемый куспид четвертого дома. Вероятно, это пробудило родовые проблемы. Само же соединение Луны с Юпитером в радиксе расширило образ матери до вселенского масштаба.

Но так как любое произведение, явление, событие многомерно и многопланово, то в Моне Лизе можно увидеть и многоликую Вакшью (цикл корректор нашего я). Об этом говорит совокупность факторов. Джоконда отзеркалила каждого из рассмотренных выше художников ее пародировавших, в итоге - они отобразили свою внутреннюю суть. Такое зеркальное свойство картины соответствует Дважды Зеркальной Деве Вакшье (цикл применяется только в АША). На оригинале картины из-за игры красок, света и тени одновременно можно увидеть улыбку женщины и оскал черепа. В радиксе есть Коридор Зеркал - пустые знаки Близнецы – Стрелец. По авестийской астрологии они могут скрывать огромный потенциал и невиданные возможности для обучения и познания божественного закона. Сама Вакшья находится предположительно в королевском 13º Скорпиона, градусе золотого сечения, законы которого Леонардо применил не только при написании Джоконды. Лука Пачиоли математик, астролог и друг Леонардо да Винчи написал книгу "О божественной пропорции". Она проиллюстрирована 60-ю рисунками Леонардо. Впоследствии божественную пропорцию, наделенную в книге эпитетами "исключительная", "превосходнейшая", "замечательная", "почти сверхъестественная", с легкой руки Леонардо стали называть золотой. Интересна также в радиксе художника точная оппозиция Колеса Фортуны во втором доме  и Креста Судьбы в восьмом. В данном случае показатели удачи и испытаний проецируются на самые судьбоносные вопросы  –  вопросы жизни и смерти  – изображая тем самым Джоконду двуликим Янусом. Имея  Нептун в разрушительном 1ºВесов (Фрашегирда) и Магическую ось Сириус–Вега, Леонардо мог включить некий цикл. Замечено, что иногда роковые события происходили с харизматичными личностями, судьба которых столкнула с оригиналом картины. Например, Джоконда три года находилась в личных покоях Наполеона Бонапарта, и в роковой для себя 1963 год ее видел Джон Кеннеди. Их жизнь, выбор и повороты судьбы нам известны. «Эта дама уже сама может выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого нет» – так однажды очень точно сказала о Джоконде Фаина Раневская, в ответ на чье-то небрежное – «Не впечатляет».

Настоящее, прошлое, будущее и вечность - четыре точки Времени образуют квадрат. Четверка и квадрат – это сакральный символ Зервана, или другими словами Времени. Дочь Зервана - Дважды Зеркальная Дева Вакшья - также имеет четыре лика. Леонардо да Винчи отобразил Вакшью, а она в зависимости от выбора человека между Добром и Злом может показать свои разные лики. Квадрат Времени при помощи Космического Закона Вулкана также может одновременно проявляться по-разному. Это может быть вара, что  в иранской мифологии означает убежище, обитель праведников. Но вара превращается в карцер, защита становится ограничением, безграничный потенциал сменяется скудостью, как только выбор сделан в сторону Зла. Этот образ мы наглядно видим у Казимира Малевича в картине Черный квадрат.

Заканчивая наш небольшой очерк можно сказать, что Джоконда  смогла стать «иконой искусства» только потому, что она отображает ВРЕМЯ и законы нашего мира. И именно поэтому  эта картина-загадка привлекла и продолжает привлекать к себе внимание очень многих людей, чувствующих силу точки выбора – точки отсчета своей судьбы.

дата публикации 24.05.2012

http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/32766  МОСТ НАД БЕЗДНОЙ

http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/32766/episode_id/296659/video_id/296659

Сделать бесплатный сайт с uCoz